|    „итайте в следующем номере "эж-ё–»—“"    ћ–ќ“ - 5205 руб.   |    —тавка ÷Ѕ - 8,25%        
    онтакты
   ѕодписка
   јвторам
   ѕартнеры
   ¬”«џ
   ‘орум                         new!
   ёридическа€ консультаци€
   ¬идео


Ќќ¬џ… Ќќћ≈–

ƒќ√ќ¬ќ–џ




ќ–√јЌџ √ќ—¬Ћј—“»


ќѕ–ќ—
Ќет активных опросов

Ќј ƒќ—”√≈



























—“ј“№»
       |   ѕоделитьс€:
ѕодписчикам доступны все материалы газеты
в бумажной и электронной версии.

ЌјЋќ√ќ¬џ≈ ѕ–≈—“”ѕЋ≈Ќ»я: ѕ–≈ƒ≈Ћџ Ћ»Ѕ≈–јЋ»«ј÷»»


¬ последние годы обща€ тенденци€ гуманизации уголовного законодательства об ответственности за преступлени€ в сфере экономики не обошла стороной и уголовную политику в области налогообложени€1. ќднако не все  предлагаемые меры будут способствовать честному ведению бизнеса. ƒальнейшее ослабление правоохранительной и контрольной функции государства может обернутьс€ новым витком криминализации налоговой сферы. 

 

Ћиберальные поправки

 

—ущественным шагом в деле либерализации налогового законодательства стало прин€тие ‘едерального закона от 29.12.2009 є 383-‘« «ќ внесении изменений в часть первую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации и отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации». ¬ числе внесенных этим «аконом поправок отметим следующие:

  • ¬ качестве об€зательного услови€, при котором налоговый орган вправе направить материалы налоговой проверки в следственные органы дл€ решени€ вопроса о возбуждении уголовного дела, определено наличие вступившего в силу решени€ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушени€ (п. 3 ст. 32 Ќ  –‘). 
  • ѕунктом 3 ст. 108 Ќ  –‘ в новой редакции предусмотрено, что ос-нованием дл€ привлечени€ лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах €вл€етс€ установление этого факта решением налогового органа, вступившим в силу.
  • ”головные дела о налоговых преступлени€х с 1 €нвар€ 2011 года были переданы в подследственность —ледственного комитета –‘.  
  • ѕримерно в шесть раз повышены размеры сумм неуплаченных налогов и сборов, которые образуют преступность де€ни€. 
  • ¬ статьи 198, 199 Ќ  –‘ возвращены положени€, согласно которым лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и соборов, освобождаетс€ от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определ€емом в соответствии с Ќ  –‘.
  • ”ѕ  –‘ дополнен ст. 28.1, предусмотревшей возможность прекращени€ уголовного преследовани€ лица по делам, св€занным с нарушением законодательства о налогах и сборах в случае возмещени€ им причиненного вреда. 
  • ¬ уголовный процесс введена неопровержима€ преюдици€ судебных решений, постановленных по гражданским делам и делам об административных правонарушени€х (неблагопри€тные последстви€ этой новеллы в виде невозможности противодействи€ рейдерским захватам обсуждались неоднократно2 ).

Ќазванные поправки существенно повли€ли на общие показатели борьбы с налоговой преступностью.

¬сего по –оссии в 2010 году, то есть после вступлени€ в силу  рассматриваемых поправок, было зарегистрировано 14 449 преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 ”  –‘, что на 7867 меньше, чем в 2009-м. “аким образом, количество вы€вленных преступлений сократилось почти в два раза. » это с учетом и так высокой латентности данного вида преступности, из которых, по разным данным, остаютс€ невы€вленными от 60 до 70% преступлений.

Ќесмотр€ на то что разработчики «акона є 383-‘« в своих комментари€х утверждали, что уголовные дела о налоговых преступлени€х с 1 €нвар€ 2010 года могут возбуждатьс€ исключительно при наличии решени€ налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, созданный ими механизм правового регулировани€ не предполагал изменение ”ѕ  –‘ в части, регламентирующей режим возбуждени€ уголовных дел рассматриваемой категории, а также круг поводов и оснований дл€ возбуждени€ таких дел.

—огласно ч. 1 ст. 1 ”ѕ  –‘ единственным законодательным актом, устанавливающим пор€док уголовного судопроизводства, в том числе и на стадии проверки сообщени€ о преступлении, €вл€етс€ именно ”ѕ  –‘, поэтому положени€ Ќ  –‘ к этим правоотношени€м не примен€лись.  роме того, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ”ѕ  –‘ суд, прокурор, следователь, орган дознани€ и дознаватель были не вправе примен€ть федеральный закон, противоречащий ”ѕ  –‘.

“аким образом, в качестве повода дл€ возбуждени€ уголовного дела о преступлени€х в сфере налогообложени€, как и прежде, рассматривались не только материалы налоговых органов, но и все иные источники, отвечающие требовани€м ч. 1 ст. 140 ”ѕ  –‘, в том числе поступающие из органов внутренних дел.

¬ целом этой позиции придерживались и √енеральна€ прокуратура –‘ (»нформационное письмо от 09.03.2010 є 9-11-2010), и следственные органы ћ¬ƒ –оссии (»нформационное письмо —ледственного комитета при ћ¬ƒ –оссии от 27.01.2010 є 17/3-1600).

«аконность подобной практики не вызывала сомнени€ и у судебных органов.

“ак, суд признал законным и обоснованным постановление ƒорогомиловского районного суда г. ћосквы от 06.10.2010, которым жалоба адвоката в интересах подозреваемого на постановление старшего следовател€ о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступлени€, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 ”  –‘, была оставлена без удовлетворени€. —уд, в частности, указал: «ƒоводы за€вител€ о том, что согласно п. 3 ст. 108 Ќ  –‘, действующего с 01.01.2010, основанием дл€ возбуждени€ уголовного дела €вл€етс€ только вступившее в силу решение налогового органа, направленное им в ќ¬ƒ в пор€дке ст. 32 Ќ  –‘, судебна€ коллеги€ находит несосто€тельными» (ќпределение —удебной коллегии по уголовным делам ћосковского городского суда от 22.11.2010 є 22-14998).

 

ќ роли налоговых органов

 

¬ цел€х устранени€ подобной практики 17.09.2011 в √осударственную ƒуму представлен проект закона «ќ внесении изменений в статьи 140 и 241 ”головно-процессуального кодекса –оссийской ‘едерации», который предусматривает внесение в ”ѕ  –‘ изменений, согласно которым единственным поводом дл€ возбуждени€ уголовных дел о налоговых преступлени€х будут материалы проверки налоговых органов.

 ак отмечаетс€ в по€снительной записке, он подготовлен на основании поручени€ ѕрезидента –‘ по итогам встречи с судь€ми областных городских и районных судов, на которой речь шла об улучшении в стране инвестиционного климата.

ќднако передача функции раскрыти€ налоговых преступлений в компетенцию узкоспециализированного ведомства потребует дополнительных мер – без них эффективность противодействи€ налоговой преступности будет существенно снижена.

ƒл€ того чтобы составить представление о примерном количестве преступлений, которые будут вы€вл€тьс€ в случае реализации этой поправки без прин€ти€ дополнительных мер, обратимс€ к статистике. ¬сего по –оссии в 2009 году налоговые органы направили в следственные органы 13 859 материалов, по результатам рассмотрени€ которых в 1676 случа€х были прин€ты решени€ о возбуждении уголовного дела; в 2010 году направлено 8544 таких материалов, из которых возбуждено 1038 уголовных дел.  ак видим,  из всего массива преступлений всего 8% было вы€влено налоговыми органами. » эти статистические показатели остаютс€ относительно устойчивыми и неизменными на прот€жении многих лет.

ќтносительно невысока€ раскрываемость преступлений налоговыми органами обусловлена тем, что дл€ этих органов задача противодействи€ налоговой преступности – сопутствующа€. ќсновной их задачей €вл€етс€ осуществление налогового администрировани€ и налогового контрол€, в ходе которых налоговые органы провер€ют правильность исчислени€ налогоплательщиками сумм налогов, осуществл€ют доначисление вы€вленных недоимок и принимают меры, направленные на обращение взыскани€ на денежные средства и имущество недобросовестных налогоплательщиков. ƒл€ реализации названных задач налоговые органы наделены полномочи€ми, объем которых соразмерен возможност€м привлечени€ налогооб€занных лиц к ответственности за налоговые правонарушени€. ѕри этом налоговые органы не обладают правом проведени€ оперативно-разыскной де€тельности, по результатам которой в основном и раскрываютс€ сложные преступные схемы уклонени€ от уплаты налогов, св€занные с фальсификацией бухгалтерской отчетности.

ѕоэтому традиционно функцию противодействи€ налоговой преступности осуществл€ли право­охранительные органы (до 1992 года – органы внутренних дел, с 1993 года – ƒепартамент налоговой полиции, в 1995 году переименованный в ‘едеральную службу налоговой полиции, а с 2003 года – вновь органы внутренних дел).

¬ цел€х сохранени€ эффективности противодействи€ налоговой преступности в случае фактического отстранени€ органов внутренних дел от процесса вы€влени€ данного вида преступлений, можно наделить ‘Ќ— –оссии полномочи€ми органа дознани€, в рамках которых она будет вправе осуществл€ть оперативно-разыс-кную де€тельность, направленную на фиксацию  первичных данных, указывающих на наличие в действи€х налогоплательщика признаков преступлени€, с последующим прин€тием решени€ об отказе в возбуждении уголовного дела либо направлением материалов в следственные органы дл€ возбуждени€ уголовного дела.

“акже может быть предложено рассмотреть вопрос о создании качественно нового ведомства – финансовой полиции –оссии с функцией противодействи€ преступлени€м, пос€гающим на финансовую систему государства в целом. ¬ частности, к компетенции этого госоргана можно было бы отнести помимо задач, св€занных с противодействием преступлени€м в сфере формировани€ доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, еще и пресечение и раскрытие преступных де€ний в области расходовани€ государственных и муниципальных средств и приватизации. » подчинить данную службу ѕрезиденту –‘ в цел€х гармонизации регул€тивной и право­охранительной функции, снижени€ коррупциогенных рисков и ведомственной зависимости.

–азделение функций противодействи€ общеуголовной и экономической преступности существует во многих странах. ¬ них  вы€влением преступлений в сфере экономической де€тельности, в первую очередь финансовой, занимаетс€ не полицейское ведомство, а узкоспециализированные органы государственной власти либо подразделени€ ведомств экономического блока. Ќапример, такие органы или подразделени€ созданы в —Ўј (—лужба внутренних доходов, вход€ща€ в ћинфин), »талии (‘инансова€ полици€, подчин€етс€ министру экономики и финансов), во ‘ранции, в  азахстане, √рузии. ¬  иргизской –еспублике, например, именно по инициативе финансовой полиции в 2010 году была введена уголовна€ ответственность юридических лиц.

 

ѕреступна€ небрежность?

 

ѕо нашему мнению, «аконом є 383-‘« созданы все правовые предпосылки дл€ безнаказанного уклонени€ от уплаты налогов. “ак, введенна€ им в ”ѕ  –‘ ст. 28.1 предусматривает возмещение причиненного налоговым преступлением ущерба в качестве безусловного основани€ прекращени€ уголовного преследовани€ виновного. “о есть уголовное дело в отношении такого налогоплательщика подлежит прекращению вне зависимости от того, совершено преступление впервые или повторно. ѕолучаетс€, что, возместив ущерб, лицо может продолжать свою преступную де€тельность в сфере налогообложени€!

ѕредполагалось, что подобные меры будут стимулировать развитие бизнеса в стране, однако отказ от принципа неотвратимости наказани€ может привести к противоположному эффекту. ќдной из особенностей преступлений в сфере налогообложени€ €вл€етс€ то, что они пос€гают не только на фискальные публично-правовые интересы государства, но и на экономику страны в целом. Ќедобросовестный налогоплательщик изначально ставитс€ в значительно более выгодное конкурентное положение, нежели добросовестный. ¬ результате последний вынужден либо сталкиватьс€ со снижением рентабельности, либо уподобитьс€ недобросовестному налогоплательщику и уклон€тьс€ от надлежащего исполнени€ налоговых об€занностей.

ѕоэтому вполне обоснованным представл€етс€ опасение многих экспертов о том, что отказ от обеспечени€ принципа неотвратимости наказани€ за преступлени€ в сфере налогообложени€ повлечет за собой ее тотальную криминализацию, а что еще опаснее – укоренение в правосознании налогоплательщиков деформированных представлений о допустимости уклонени€ от уплаты налогов.

—читаем, что дальнейшее ослабление правоохранительной и в целом контрольной функции государства в области налогообложени€ в совокупности с повышением ставок налогов и деформированным правосознанием налогоплательщиков приведет к еще большему уводу налогооблагаемого капитала «в тень», то есть сокрытию его от налогового администрировани€ и налогового контрол€ либо выводу в офшорные или иные налоговые юрисдикции с низкими ставками налогов, с которыми у –оссии имеютс€ соглашени€ об избежании двойного налогообложени€.

 

√еоргий —мирнов,

к. ю. н., старший инспектор —ледственного комитета –‘,

майор юстиции,

г. ћосква

 

 ______________________

1 ‘едеральный закон от 29.12.2009 є 383-‘« «ќ внесении изменений в часть первую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации и отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации».

2 —мирнов √. . –егулирование института преюдиции в уголовном процессе нуждаетс€ в изменении // ”головный процесс. 2011. є 8. http://pravo.ru/review/view/58538.

24.11.2011 

¬ы можете оставить свой комментарий по этому материалу.
¬нимание! ≈сли у ¬ас возникли вопросы, добро пожаловать в  онсультационный центр "эж-ёрист"!

¬аше им€:
¬аш комментарий:

¬ведите число с картинки:    
     

24.10.2012  12:51    Ќатали€
”читыва€, в каких масштабах увод€т свой бизнес "под тень" недобросовестные предприниматели, необходимо не только, и даже не столько, хорошо писать статьи о проблемах, но и добиватьс€ коренных изменений в законодательной базе по ужесточению ответственности за преступлени€ в экономике. ѕри нынешней политике никакого пор€дка нигде нет. ¬ бизнесе нет никакой ответственности, нет здоровой и честной конкуренции. –аботать нормально, без рисков и страха невозможно. ¬сЄ строитс€ по законам диких джунглей!
24.03.2012  12:01    —танислав
ѕолностью согласен с √еоргием —мирновым. я его знаю еще по работам в области борьбы с редйерством. ѕо его антирейдерскому закону удалось пресечь захват нашего предпри€ти€ путем фальсификации решени€ общего собрани€. —пасибо ему за хороший закон.
01.12.2011  22:09    √ригорий
ќчень компетентна€ стать€. √еоргий —мирнов аккуратно, но очень точно ставит проблемы. — такой налоговой политикой, через год - два, возникнет дефицит бюджеты и экономический кризис. Ќельз€ нашему налогоплательщику давать такую свободу.
26.11.2011  20:21    Ќиколай
 огда же ѕрезидент задумаетс€, услышав все высказывани€ — , о необходимости радикальных перемен в области вы€влени€ налоговых претсуплений?! ќстаетс€ открытым вопрос об оценке реорганизационных действий проводимых ћишустиным ... (((


јктуальна€ тема
ћатериальное обеспечение работников судебной системы


—≈ћ»Ќј–џ

»Ќ“≈–¬№ё
—осто€лось интервью

”же второй год подр€д 14 сент€бр€ в –оссии пройдет единый день голосовани€. ¬ его преддверии за разъ€снени€ми новелл в сфере избирательного права редакци€ по традиции обратилась к нашему посто€нному автору, члену ќЌћ—  при ÷»  –оссии д. ю. н. Ќиките јлександровичу  олоколову.

ѕодробнее


Kein russischer Staatsbeamte ist zu befürchten
Ќе надо бо€тьс€ российского чиновника
Internal Audit Takes the Trail

јудитор идет по следу
New impetus
Ќовый импульс
The name is under protection
Ќаименование не отдадим никому
We meet a guest from abroad
¬стречаем гост€ из-за рубежа


 ќЌ—”Ћ№“ј÷»ќЌЌџ… ÷≈Ќ“–
ёридическа€ помощь дл€ посетителей нашего сайта!
ѕодробнее
«адать вопрос


ѕ–≈——-–≈Ћ»«џ

Rambler
 арта сайта Copyright © 1997-2014, –оссийска€ правова€ газета 'эж-ё–»—“', all rights reserved.
“елефон редакции/факс: (499) 156-76-56, e-mail: lawyer@ekonomika.ru
 

ѕолное или частичное использование материалов возможно только с разрешени€ редакции российской юридической газеты эж-ё–»—“.  ¬ открытом доступе на сайте публикуютс€ не все материалы российской юридической газеты эж-ё–»—“.  ƒл€ прочтени€ полных текстов газетных публикаций воспользуйтесь платной подпиской на бумажную версию российской юридической газеты эж-ё–»—“ или подпишитесь на электронную российскую юридическую газету эж-ё–»—“. –едакци€ не несет ответственности за информацию или мнени€, высказанные читател€ми на страницах сайта.

—ледите за обновлени€ми:
российска€ юридическа€ газета эж-ё–»—“
Facebook российской юридической газеты эж-ё–»—“   российска€ юридическа€ газета эж-ё–»—“¬контакте российской юридической газеты эж-ё–»—“
российска€ юридическа€ газета эж-ё–»—“
Twitter российской юридической газеты эж-ё–»—“   российска€ юридическа€ газета эж-ё–»—“эж-ё–»—“ онлайн

 ѕодписка на российскую юридическую газету эж-ё–»—“     ѕодписка на российскую юридическую онлайн-газету эж-ё–»—“

mainingcodesss